My school is cool
And it is full
Of many girls and boys,
Who make much noise
But have a choice
To play all time
Or learn a rhyme,
Or read a book,
To sew or cook.
We love school all
And wait for fall
To meet together here,
To teach and study near.

Батьківські збори


Родительское  собрание  №2
Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ,
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Jl. Кьюи

Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Форма проведения собрания: круглый стол.
Основные вопросы:
1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
4. Анализ  результативности  учебной  деятельности  учащихся  за  I  четверть.
5. Разное.

Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя:
Итак, первая четверть 5 класса уже позади. Ребенок повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник. В пятом классе у ребенка новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.


Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся -  так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3.  Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.




Игра «Корзина чувств»
Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и условии их успешного преодоления»
В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:
1. Снижение интереса к учебе.
Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.

2. Снижение успеваемости.
Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.

3. Напряженные отношения между детьми.
 Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.

4. Повышенная тревожность.

5. Непредсказуемые реакции.
С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя.

6. Отстранение от взрослых.
Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым.

1. Смена учителя.
 В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».

2. Много учителей.
Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
3. Новые предметы.
 Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.

4.  Новые требования.
Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку - нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
5.  Отсутствие постоянного кабинета.
Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

Чем можно помочь?
Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.
Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий
Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Во избежание  «Психологических проблем адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления» хочу дать следующие рекомендации:
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Ø Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Ø Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Ø Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Ø Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Ø Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Ø Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Ø Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Ø Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.


          Мы не можем изменить учителей (все они разные, у каждого свои подходы к детям и своя методика преподавания), не можем изменить требования школы, но мы можем пересмотреть свое отношение к ребенку. Помните, насколько вы были вовлечены в процесс учебы, когда ребенок ходил в первый класс? Вы помогали ему собирать портфель, подолгу беседовали с учительницей, активно интересовались каждым школьным днем… Вспомните те времена. Подобное участие необходимо и пятикласснику.
Постарайтесь познакомиться и поговорить со всеми учителями. Поинтересуйтесь их основными требованиями. Так вам легче будет направлять действия сына или дочери.

Ненавязчиво помогите своему ученику сложить физкультурную форму, поинтересуйтесь, собран ли пенал, а также все необходимое для уроков «на завтра». Если вы работаете, а ребенок после уроков возвращается домой, не забывайте звонить ему, чтобы поинтересоваться: поел ли он, чем занимается, приступил ли к выполнению домашних заданий. Заранее составленный и красиво оформленный режим дня облегчит жизнь пятиклашке и вам.

Не корите ребенка за беспричинный плач, капризы, вспышки агрессии. Все это — защитные реакции психики.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
  • Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. 
(результаты анкет)
Эти ответы учеников говорят о том, какие они все разные наши пятиклассники. Каждый из них требует особого внимания, подхода. Я думаю, что совместными усилиями учителей и родителей мы будем делать всё, чтобы дети чувствовали себя комфортно и в школе и дома.
3.  Родительский практикум по проблеме
Анкетирование родителей.
Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже 3 месяц. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.
1.             Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2.      По каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
3.      С чем это, по вашему мнению, связано?
4.      Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
5.      Что бы вы хотели посоветовать учителю - предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
Позвольте в заключении этой темы, уважаемые родители, дать вам несколько советов.
• Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
• Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
• Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
• Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.




Разное.
Закончить наше собрание мне хочется словами притчи.
Притча Мудреца
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках».





Родительское собрание на тему «Как сохранить здоровье ребенка?»
Цель собрания:  Показать родителям огромное значение занятий физкуль­турой и спортом при переходе ребенка на среднюю ступень обуче­ния; формировать у родителей потребность вовлечения детей в заня­тия физкультурой и спортом; спланировать совместную деятельность родителей и учащихся по формированию здорового образа жизни.
Как сохранить здоровье ребенка?
Хорошее здоровье, ощущение полноты,                   неис­тощимости физических сил - важнейший источ­ник жизнерадостного мировосприятия, оптимиз­ма, готовности преодолеть любые трудности.
Больной, хилый, предрасположенный к забо­леваниям ребенок — источник многочисленных невзгод.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд родителей»
                                                                                            В.А.Сухомлинский

Ход  собрания
I.                                      Вступительное слово
Учитель читает стихотворение В.Крестова «Тепличное создание»:
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в глазах и страх, и грусть:
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в аптеку, то в больницу,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не ребёнок в общем, а страданье.
Вот так порой мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов богатырей.

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физ­культурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы от­кладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно на­чинать...
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физ­культуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего дет­ства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонст­рируя это на-своем собственном примере.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понима­ет значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не по­зволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики — минутки отдыха для души и тела ре­бенка.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важ­ное ? это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и ленос­тью, если он не умеет бороться с недугом?
Образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Существует много факторов, влияющих на здоровье ребёнка, это:
Развитие здравоохранения -10%
Экология - 20%
Наследственность - 20%
Образ жизни - 50%
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать — заболеешь! Не бу­дешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д.
Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. Здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.
Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физ­культуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, види­мо, не догадываются о том, что уроки физической культуры воспол­няют дефицит двигательной активности только на 11%. Три уро­ка в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформи­ровать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, шко­ла и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, кото­рые нуждаются в немедленном решении.
По результатам исследований психологов, в среднем, ученик, который учится стабильно на«7-12», проводит за письменным столом дома не менее 3—4 часа. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...
Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обя­зательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания пе­дагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто ак­тивно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятель­ности, становится зачастую злым и агрессивным.
Родители начинают бить тревогу и искать пути выхода из кризис­ной ситуации, совсем не думая о том, что выход находится рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решать назревшую проблему совместно.
Цифры, связанные с проблемой здоровья говорят сами за себя. Ро­дители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несе­рьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении, объяс­няя, что в жизни есть более важные проблемы. И как жаль, когда за эти проблемы человек платит жизнью.
Еще страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом они загоняют ее еще глубже. «Неважно, что ты полненькая, гораздо важнее, что ты лучше всех учишься», — такие или похожие фразы слышат дети-подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от самой сложившейся ситуации, но и от от­ношения родителей к данной проблеме.
Еще одна школьная проблема — проблема отсутствия мотивов учения школьников. Опросы, проводимые в школе, показывают, что ребятам-подросткам в школе зачастую неинтересно, скучно и т. д.
Для того чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь, родите­ли находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожелани­ям, в квартире появляется чудо современной техники — компьютер, за которым ребенок проводит еще дополнительно в день 2—3 часа, упиваясь компьютерными играми.
Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит ча­сами, уже у компьютера, планшета или телефона.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.
В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка, — это 2—3 часа неподвиж­ности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т. д. А если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, со­товые телефоны -— это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здо­ровьем, но у него и появляются стойкие трудности в учении. В пер­вую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запо­минания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.
У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсут­ствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением соб­ственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закры­тость — это те немногие симптомы, которые связаны с малоактив­ным образом жизни.
II. Анализ фактов
Минимальная норма количества шагов за день для человека — 10 000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.
В 11-12 лет повышение давления до 130/80 — распространенное яв­ление.
Если родители имеют избыточный вес, 60—80% детей имеют его тоже.
Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школь­ник должен ежедневно делать 23—30 тысяч шагов.
Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.
По данным ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращении из школы. 73% школьников не устраняют перерывов между приготовлением уроков. 30—40% детей имеют из­быточный вес.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. По статистике ме­диков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить ак­тивной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.
Ребенок- школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивиру­ются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родите­ли не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоро­выми. Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупо­сти, как занятия физкультурой и спортом? А главный аргумент — от­сутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить.
Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подви­гаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.
III.Анализ анкет учащихся
Давайте обратимся к мнению учащихся (анализ анкет):
на вопрос «Занимаешься ли ты спортом? Да – 14; нет – 8; иногда – 7.
Занимаются вместе с родителями – 5; с друзьями – 6; один – 10.
Зарядку делают некоторые  родители
Много не посещают спортивные секции.

IV.   Урок физической культуры  
При подготовке к уроку физкультуры следует обратить внимание на следующие вопросы:
- отношение семьи к занятиям ребенка физкультурой;
- требования и рекомендации родителям по приобретению спортивной формы;
Таблица по группам здоровья
В классе 29 чел
Из них занимаются в основной группе -   чел
                                    Подготовительной –
                                    Основной -


VI.    Советы  врача
Вы должны обратить внимание на следующие вопросы:
—   состояние здоровья учащихся класса;
записки и просьбы родителей об освобождении от физкультуры без посещения врача;
питание учащихся в школьной столовой;
рекомендации родителям по продуктам, которые дети берут с собой в школу;
требования к гигиене, мальчиков и девочек, к хранению спортив­ной формы.

Чтобы быть здоровым необходимо соблюдать режим дня, правильно питаться, находиться на свежем воздухе, закалять организм, спать не менее 10- 12 часов в сутки, заниматься физическими упражнениями, чередовать виды деятельности и др. Очень важным является благоприятная психологическая обстановка в семье.

Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе школы
Одним из основных направлений в воспитательной работе нашей школы является внедрение здоровьесберегающих технологий.
Что же такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающая технология - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии – это
      Динамические паузы (физкультминутки) (рекомендуются для всех детей в качестве профилактики при утомлении);
      Подвижные и спортивные игры (проводятся ежедневно в соответствии с возрастом детей);
       Релаксация  (проводится для всех возрастных групп, при этом используется спокойная музыка, звуки природы);
      Гимнастика пальчиковая (рекомендована всем детям, особенно с речевыми проблемами);
      Гимнастика для глаз (проводится ежедневно с младшего возраста в зависимости от зрительной нагрузки);
      Гимнастика дыхательная (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы);
       Гимнастика бодрящая (проводится ежедневно после дневного сна);
      Гимнастика ортопедическая (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, рекомендована детям с плоскостопием);
       Стретчинг (упражнения на растягивание, рекомендован детям со среднего возраста с вялой осанкой и плоскостопием) ;
      Гимнастика утренняя (ежедневно, утром,  перед завтраком во всех группах);
      Комплексное закаливание (с младшего  дошкольного возраста : обливание стоп, полоскание горла водой комнатной температуры), ходьба по ребристой поверхности…)
      Игровой самомассаж (в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы   с детьми старшего возраста);
Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. А все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.
Поэтому педагоги и администрация школы сочли необходимым подходить к данной проблеме комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной работе начата разработка комплексного подхода и воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.
Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии» спланирована, имеет цели и задачи.
В школе введена обязательная утренняя зарядка (10 мин)
Проводятся ежегодные спортивные соревнования












Практический этап. РЕФЛЕКСИЯ

1. Продолжи пословицу

Чистота - залог здоровья                      Здоровье дороже - золота
Чисто жить - здоровым быть                Здоровье в порядке-   спасибо зарядке
Если хочешь быть здоров - закаляйся         В здоровом теле-   здоровый дух
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги -  в тепле
Курить-   здоровью вредить                 Здоровье, ни за какие деньги-    не купишь
Здоров будешь все -    добудешь              Болен лечись, а здоров-   берегись
Аппетит от больного бежит, а к здоровому  -    катится     
Пешком ходить -    долго жить.
2. Игра: «Кто больше назовёт слов, ассоциирующих со словом «Здоровье».
Учитель раздаёт листы бумаги, ручки – родители записывают слова, потом зачитывают.
3. Учитель предлагает продолжить игру и объявляет  «Блицтурнир».
На столе стоит коробка с записками. Родители делятся на две команды. По очереди подходят, берут записку с вопросом, зачитывают, отвечают:
1. Чем запивать лекарства? Что значит принимать его до еды, после еды?
Ответ: принимать лекарство до еды — это значит на пустой желудок, т.е. не раньше, чем спустя 2-3 часа после еды, не позже, чем за 25-20 минут до завтрака, обеда, ужина. Если лекарство рекомендуется принимать после еды, выпивать его сразу же в течении 30 минут после еды.
2. Как предупредить кариес зубов?
Ответ: Нельзя давать перед сном конфеты, печенье
3. Какие существуют меры по профилактике близорукости?
Ответ: Постоянно следить за посадкой, не разрешать подолгу смотреть телевизор, не должно быть у детей длинных чёлок, желательно достаточное количество витаминов.
4. Что необходимо для сохранения слуха ребёнка?
Ответ: Беречь его уши от холода, содержать их в чистоте, предупреждая тем самым воспаления и нарывы, из-за которых может понизиться или вовсе пропасть слух. Не допускать проникновения в уши воды, охранять слух ребёнка от сильных и резких звуков.

 4. Рассуждения
В ходе нашего собрания хотелось бы немного порассуждать. Давайте ответим на, кажется, очень простые вопросы:
“Как вы считаете, кто такой здоровый человек?”
«Мой ребёнок будет здоров, если….»

5. Викторина
- Какие растения, содержащие витамин С, помогают против простуды? (Смородина, шиповник)
(Чёрная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ.)
-Какой овощ богат витамином А? (Морковь)
( Морковь повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и лёгких.)
-Какие овощи содержат натуральный антибиотик - аллицин, который уничтожает болезнетворные микробы, не причиняя вреда дружественным для нашего организма бактериям. (Чеснок, редис, лук, имбирь) .
-Какие сладости полезны детям?
(В меде находятся необходимые организму витамины, минералы и аминокислоты. В 100 г меда находится суточная норма магния, марганца и железа. А зимой он помогает бороться с простудой.)
(В мармеладе содержится натуральный компонент пектин, который придает желеобразную форму. Он снижает уровень холестерина, выводит токсины и нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта.)
(В зефире содержится много железа и фосфора, а так же белков, которые служат строительным материалом для мышечной ткани.)
(Сухофрукты – в процессе сушки из фруктов выводится вода и витамины С и А. Зато остаются кальций, натрий, магний, железо. А после удаления воды возрастает концентрация микроэлементов.)
(В попкорне много клетчатки, которая разбухает в желудке, вызывая чувство сытости. Но готовить попкорн лучше дома, чтобы контролировать содержание соли.)

Вывод:
Все вышеперечисленные составляющие факторы ЗОЖ возможно и необходимо соблюдать. Кроме того, нельзя забывать об основных требованиях к режиму, обеспечивающих формирование, укрепление и сохранение здоровья детей:
• Рациональное чередование бодрствования и отдыха.
• Регулярное и полноценное питание, не менее четырех раз в день в одни и те же часы.
• Занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее шести часов в неделю.
• Пребывание на свежем воздухе, не менее двух- трех часов в день.
• Строгое соблюдение гигиены сна, не менее десяти часов в сутки, желательно, чтобы ночной сон был в одно и то же время.
• Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка
• Единство требований со стороны взрослых (соблюдение режима дня даже в выходные, когда ребенок находится с родителями) .
В Конституции написано, что ответственность за здоровье ребенка несет в 1 очередь родитель. Поэтому только совместные усилия родителей, медиков  учителей смогут помочь детям сохранить здоровье







Методические рекомендации
Ответьте себе на вопросы:
Касающиеся детей:
1.Встает ли ты чуть пораньше, чтобы немного позанимать­ся гимнастикой?
2.Хорошо ли завтракает перед уходом из дома?
3.Действительно ли отдыхает во время школьных пере­мен?
4.Бываешь ли ты ежедневно на свежем воздухе, гуляя хотя бы 30 минут?
5.Можешь ли решиться выключить музыку или не смотреть телевизор, если нужно готовить уроки?
6.Делает ли домашние задания днем?
7.Проветривает ли комнату перед тем, как сесть за уроки?
8.Делая уроки, устраивает ли перерывы, чтобы сделать не­сколько гимнастических упражнений, прийтись по комнате?
10.Умывается ли, придя из школы, и перед сном?
11.Принимает ли витамины, ешь ли овощи и фрукты?
12.Ужинает ли не позже чем за 1-1,5 часа до сна?

Вопросы для родителей:
1.Соблюдаете ли вы режим дня?
2.Делаете ли утреннюю зарядку?
3.Занимаетесь ли физическим трудом?
4.Вызывает ли у вас отвращение табачный дым?
5.Любите ли вы свежий воздух?
6.Считаете ли вы алкоголь вредным веществом?
7.Умеете ли вы плавать?

Целью рекомендаций является помощь родителям в правильной организации условий дома , для успешной учебы в школе, а также правильной организации медицинского наблюдения за ребенком во время учебы
Мы услышали сегодня много интересного. Надеемся, что информация окажется для вас полезной и, что данные рекомендации будут использоваться дома.
И в завершении работы мне бы хотелось напомнить, о том, что любые формы работы с детьми в данном направлении, какие бы мы не применяли на практике это прекрасно, но личный пример родителей в любом деле важнее всего!  Потому здоровые дети –  это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители! Всем удачи!

«Как сохранить здоровье»
(советы для взрослых)
– Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50 %.
– Ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов.
– Не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь.
– Больше ходите пешком.
– Если любите петь, то делайте это каждый день.
– Бойтесь попасть в плен к врачам.
– Живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра.
– Думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».
– Не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим».
– Считайте свои удачи, а не несчастья.
– Старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его, прежде всего, самому себе.
– Активно ищите способы превращения минусов в плюсы.
– Отдыхайте до того, как пришло чувство усталости.
– Умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение.
– Не задерживайте внимание на недостатках других.
– Профилактикой от стресса является чувство юмора.
– Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.


Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей
1.     Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
2.     Соблюдайте режим дня.
3.     Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
4.     Любите своего ребенка, он - ваш. Уважайте членов своей семьи, они- попутчики на вашем пути.
5.     Обнимать ребенка следует не менее четырех раз в день, а лучше – 8 раз.
6.     Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
7.     Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
8.     Личный пример по ЗОЖ – лучше всякой морали.
9.     Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.
10.                        Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусственные яства.
11.                        Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями










Комментариев нет:

Отправить комментарий